Это страшное слово "глобализм"
10 сентября 2004 года

Через год после "Рамстора" в Казани открылась IKEA, за приход которой горожане проголосовали ногами. Последний раз такие многотысячные очереди, как в день открытия магазина 22 марта, в городе видели во время американской выставки в середине семидесятых годов прошлого века. На церемонии открытия лично присутствовал основатель IKEA и самый богатый человек в мире Ингвар Кампрад, которому один из журналистов задал на пресс-конференции неприятный вопрос про экономический глобализм.

- Я буду находиться в Казани целую неделю, - отозвался могучий старец. - В том числе и потому, что мы планируем досконально познакомиться с вашими производителями. Мы не хотим привозить диваны из Швеции, а хотим заказывать их здесь, чтобы потом продавать не только в Казани, но и по всему миру. Если это можно назвать экономическим глобализмом, то в качестве "глобализатора" в данном случае будет выступать Казань.

Крыть, что называется, было нечем, тем более что 78-летний основатель всемирной торговой империи впервые присутствовал на открытии магазина IKEA в России, хотя они уже работали в Москве, Питере и Подмосковье.

Спустя еще пять месяцев, в конце августа, на специально для этого заасфальтированной улице Вахитова открылся центр мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry, который уже успели оценить многие казанцы. Еще один гвоздь в гроб местного товаропроизводителя?

- Именно так, - заявил вчера корреспонденту "ВК" в телефонном разговоре депутат Госдумы Айрат Хайруллин. - Мои прогнозы полностью сбываются, за исключением разве что "Рамстора". После моих обращений к премьер-министру и президенту Татарстана правительство республики вмешалось, и теперь "Рамстор" очень плотно работает со многими местными товаропроизводителями. Зато этого нельзя сказать ни об IKEA, ни о Metro Cash & Carry.

Но так ли уж все на самом деле страшно? Генрих Нагуманов, исполнительный директор торговой компании ДОМО, которую, кстати, тоже можно отнести к глобальным торговым сетям, правда, не международного, а российского "розлива", в целом согласен с оценкой Хайруллина. Однако он считает, что в этой ситуации есть не только минусы, но и плюсы. Приход торговых "монстров" подстегнет местных товаропроизводителей, заставит их более интенсивно работать над снижением себестоимости и повышением качества своей продукции. Кто-то закроется, а кто-то будет развиваться.

А вот гендиректор Агентства по поддержке предпринимательства РТ Гульнара Сергеева уверена, что потеряют работу не только производители, но и торгующие предприниматели. Реализация программы по их поддержке и переподготовке была начата еще при ее предшественнике Игоре Привалове. В целом же она считает, что надо быть реалистами, и раз уж мы решили строить у себя рынок, то и вести себя надо по-рыночному. В том смысле, что меры по поддержке местного производителя должны быть адекватными. А не такими, например, как это было, когда привозную водку обязывали продавать намного дороже, чем местную.

Кстати, об адекватности. Недавно кабмин отменил собственное распоряжение № 111-р от 02.02.2004 года. Сделано это было после обращения в Федеральную антимонопольную службу Союза российских пивоваров, считающих, что данный нормативный акт создает привилегированные условия для местных производителей ОАО "Красный Восток" и ОАО "Булгарпиво".

И наконец, самым удивительным оказалось то, что проблемой поддержки местного товаропроизводителя озабочены как раз те, кого Айрат Хайруллин обвиняет в его удушении. Нет, не IKEA. IKEA об этом совершенно не печется, однако если татарстанцы сумеют играть по ее правилам, которые у нее во всем мире одинаковые, то они будут поставлять свою продукцию не только в казанскую, но и во все остальные магазины IKEA. Кстати, несколько магазинов торговой империи Ингвара Кампрада уже открыты в этом году в Китае, который эти правила игры вполне устраивают.

- IKEA везде работает по одной схеме, - подчеркнула PR-менеджер компании IKEA в России Ирина Ваненкова. - Мы приносим свою технологию производителю и спрашиваем, может ли он выпускать нужную нам продукцию по нашим ценам. Если да, то дальше мы работаем вместе.

А вот руководитель отдела по связям с общественностью ООО "Метро Кэш энд Керри" Юлия Белова сообщила, что в торговых центрах Metro Cash & Carry российская продукция составляет до 90% от всего объема торговли. А чисто местные производители везде представлены по-разному. В Казани они составляют 13,8%, в Ярославле - 11%, а в Санкт-Петербурге - все 30%.

Кстати, некоторые эксперты считают, что IKEA заняла почти совершенно свободную нишу и поэтому никому жизни не испортила. А Metro Cash & Carry, где наши производители представлены уже сегодня, по ряду позиций даже проигрывает казанским оптовикам. Словом, выходит, что не так страшен черт, как его малюют.

Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"